Ирина Торбина
21 января 2012

Когда предложения можно начинать с числительного, а в каких случаях лучше перестроить его?

Правильнее будет писать «первый» или «1-й»? Какую форму лучше использовать в статье?

Например, можно ли начать предложение так?

  • 21 января в 8:30 компания «Весы» будет проводить субботник.

Ещё варианты:

  • 16 % идут на страховую часть, 6 % — на накопительную часть пенсии.
  • 16 лет компания работает на рынке финансовых услуг.

Как верно написать, чтобы читатель с первого раза правильно прочитал следующее предложение?

  • С этих сумм будет взиматься 10 % взнос.


Алгоритм выбора числовой или словесной формы числительных описан у А. Э. Мильчина в разделе 6 «Справочника издателя и автора». Попробую вкратце описать правила для деловой и научной литератур.

Числительные пишутся в цифровой форме:

  • при единицах измерения: 1 кг, 10 %;
  • при обозначениях валют: 1 р.;
  • при названиях месяцев: 1 января;
  • в ряду с другими числами: рассадка за столы по 2, 4 и 8 человек;
  • если это многозначные числительные.

В словесной форме:

  • в начале предложения, чтобы отметить его заглавной буквой;
  • при стечении нескольких чисел: двенадцать 29-дюймовых мониторов;
  • внутри предложения, если это однозначное числительное в косвенном падеже.

Цифровая форма имеет приоритет над словесной. Поэтому при конфликте правил (например, числительное в начале предложения, но при названии месяца), предпочтение отдаётся цифровой форме. Но чтобы не начинать предложение с цифры, схитрим:

21 января в 8:30 компания «Весы» проведёт субботник.Утром 21 января, в 8:30, компания «Весы» проведёт субботник.
Субботник компании «Весы» пройдёт 21 января в 8:30.
16 % идут на страховую часть, 6 % — на накопительную часть пенсии.На страховую часть идут 16 %, на накопительную — 6 %.
При распределении взносов 16 % идут на страховую, а 6 % — на накопительную часть пенсии.
16 лет компания работает на рынке финансовых услуг.Компания работает на рынке финансовых услуг 16 лет.

Начинать предложение с цифры, конечно, не запрещено, но нежелательно: предложение должно начинаться с заглавной буквы.

Другое дело — формат фактоида. В нём фраза выворачивается числом вперёд:

  • 16 лет
  • работает компания
    на рынке финансовых услуг

Не стоит бояться, что фраза вроде «с этих сумм взимается 10 %-й взнос» будет прочитана неверно. Человек хорошо справляется с многозначными числами в тексте — при проговаривании он не склоняет их, что не мешает пониманию.

Кстати, про наращивание падежных окончаний:

Ваш пример читается как «десятипроцентный взнос». Это числительное в составе прилагательного. Если число пишется цифрами, в таких прилагательных рекомендуется не наращивать падежные окончания во всех случаях, кроме случая с процентами:

  • двухъядерный процессор
  • двухпроцентный раствор
  • 2- или 4-ядерный процессор
  • 2—5 %-й раствор

В примере видно, что в простых прилагательных предпочтение отдаётся словесной форме, а в сложных — цифровой.

В бюро предпочитают словесную форму внутри сплошного текста.
P. S.
Это был субботний совет о тексте, редактуре и информационном стиле. Присылайте вопросы.
P. P. S.

Закрыт набор в Школу редакторов.

Опоздавшим: оставьте нам почту, и мы напишем вам, пока есть свободные места. Занятия с 30 января
 

Поделиться

Цель рубрики — обсуждение вопросов дизайна всех видов, текста в дизайне и взаимоотношений дизайнеров с клиентами.

Мы публикуем комментарии, которые добавляют к уже сказанному новые мысли и хорошие примеры. Мы ожидаем, что такие комментарии составят около 20% от общего числа.

Решение о публикации принимается один раз; мы не имеем возможности комментировать или пересматривать свое решение, хотя оно может быть ошибочно. Уже опубликованные комментарии могут быть удалены через некоторое время, если без них обсуждение не становится менее ценным или интересным.

Вот такой веб 2.0.

Имеет ли смысл публиковать часть статьи до полной готовности?

Как составить объявление для неплательщиков за ЖКХ?

Как быстро найти идеального редактора на длинный проект? Забыл дорассказать о перечнях




Недавно всплыло

Как работать со слабомотивированными кадрами. Как мотивировать 1 Собеседница психует и кидает трубку. Причём до этого дама была вполне адекватной, и мы нормально работали 1 Я бы покрасил стены новой рабочей студии белой краской. А коллега хочет клеить обои 3

Как же мне сделать систему, удобную и понятную для конечного пользователя?

2



© 2007—2017

Запрещённые слова
Пишите: mail@artgorbunov.ru