Сергей Киселёв
22 июля 2011

Здравствуйте, Артём!

Не могли бы вы поделиться опытом и рассказать о том, как вы презентуете дизайн сайта клиенту?

Насколько я знаю, часто многие студии просто отправляют картинки вложением в письме, но это неудобно как для клиента, так и для менеджера.



Сергей!

Начну с предостережения: картинки в письме могут стоить вам проекта, особенно в большой компании. Менеджер не понял, директор сделал неверный вывод, и решение расстаться с вами принято раньше, чем вы крикнете «я всё объясню!». У нас так было.

Поэтому я и мои коллеги предпочитают презентовать дизайн лично. Вероятно, у каждого есть свой сценарий.

На первой презентации дизайна я всегда немного волнуюсь и не стесняюсь сообщить об этом клиенту. Вначале я кратко формулирую условия и гипотезы, из которых мы исходили при решении задачи, оговариваясь, что они могут быть неверными.

Затем показываю картинки и даю пояснения. Экранный дизайн я всегда демонстрирую на экране — считаю распечатки веб-страниц на картонках пусканием пыли в глаза.

После этого я говорю, что не требую моментального решения клиента, но был бы рад ответить на возникшие вопросы.

С самого начала презентации передо мной лежит тетрадка, в которую я записываю все вопросы и замечания клиента. Имеет смысл не отвечать сразу на всё. Лучше выдержать паузу или даже попросить пару дней обдумать ответы. Если хотите возразить клиенту, лучше всего сказать: «я не успел достаточно глубоко обдумать ваше замечание, и, возможно, мой ответ будет преждевременным и поверхностным. Но я бы хотел обратить ваше внимание на следующую проблему…»

На последующих, менее формальных презентациях, полезно не только обсудить все замечания, но даже не отходя от кассы решить что с ними делать. Это высший пилотаж, радикально повышающий скорость проекта. Одна такая встреча стоит трёх: для получения комментариев, их обсуждения и презентации доработок. Но это возможно, если дизайн показывает арт-директор или ведущий дизайнер, умеющий слушать и способный предложить на ходу приемлемые решения.

P. S.
Это был пятничный совет по взаимоотношениям с клиентом. Хотите получить совет по самой эффективной системе переговоров без оружия? Присылайте вопросы.
P. P. S.
Вопросы всё ещё заканчиваются.
P. P. P. S.

Дата следующего набора в Школу стажёров пока неизвестна.

 
Мы напишем вам, когда будет открыт набор. Без спама.

Поделиться

Комментарии

Евгений Арутюнов
22 июля 2011

Не соглашусь про распечатки. Не всегда. Распечатки удобнее, когда нужно показать пачку эскизов сразу целой банде представителей клиента.

Есть такие компании, в которых важные вопросы реально обсуждаются между коллегами, а к мнению некоторых сотрудников всерьёз прислушивается руководство. И это, как правило, очень даже неплохие клиенты — сильные и интересные. С такими клиентами работать круче, чем со стопроцентно авторитарными системами (хотя там бывает и проще что-то утвердить).

Если у нас такой клиент, то возможность презентовать дизайн сайта сразу нескольким его представителям — это большая удача, и её нужно ловить.

Потому что в этом случае можно сразу на лету работать с возражениями (фиксировать, соглашаться, возражать), можно сразу ответить на все вопросы. Это лучше, чем если руководитель сам будет показывать коллегам ваш дизайн (а он будет) и испытывать дискомфорт, не справляясь с потоком критических замечаний (а они последуют).

Лучши прийти к этим людям с пачкой красивых распечаток, обстоятельно со всеми сразу поговорить и вернуться от них с тонной замечаний и килограммом полезных идей. Без распечаток этот номер сложно провернуть.

Александр Борисов
22 июля 2011

Интересный вопрос, а как быть в случае удалённой работы, когда личные встречи затруднены? Ведь в этом случае встречи становятся в том числе и инструментом увеличения вашего бюджета переговоров по Кемпу.

Денис Братчук
23 июля 2011

Александр, есть webex и gotomeeting, которыми удобно пользоваться даже в тех случаях, когда клиент работает в том же городе (если это только не первая встреча и не подписание контракта). Время клиента так же ценно, как и ваше.

Артём Гриневич
27 июля 2011

Александр, мне кажется что скайп-конференция с расшареным рабочим столом в данной ситуации самое оно. Есть возможность и показать, и рассказать одновременно.

Лара Бокарева
17 июля 2013

С картинками по интерьерам так же — высылание в почту, даже с комментариями — 99,9%-я гарантия, что не поймут, в чём дело, и посоветуются с родственниками и друзьями. И оплаты за визуализацию вы не дождётесь :-)

Презентация только «из моих рук», желательно в присутствии родственников, коллег, друзей.

Учимся выступать публично :-)

Дмитрий Захаренков
1 июля 2015

Конечно, лучший вариант — это презентация с публичным выступлением при имеющейся возможности — клиент и заказчик в одном городе, нет проблем состыковаться по времени, заказчик сам собирает на встречу всех заинтересованных или участвующих в обсуждении и принятии решения. Целый мешок вопросов можно решить сразу.

При этом никакие подмены или замещения не должны быть возможны. Мой последний негативный пример это подтверждает.

Была назначена встреча для презентации дизайна сайта и согласована с менеджером клиента и самим клиентом (генеральный директор). О том, что директора на встрече не будет, я узнаю уже на встрече — это первое, что я слышу от менеджера.

Я был отлично настроен на презентацию и согласился на встречу без директора. Сама презентация прошла без проблем и менеджер не задавал никаких вопросов и почти ничего не комментировал. А вот через два дня я получил письмо с единственным комментарием, что директор хочет видеть ещё варианты и у него возникло недопонимание, почему мы предлагаем всего один вариант дизайна сайта.

Понятно, что это создало целую группу сложностей, которые пришлось решать по телефону с менеджером. Однако в результате получилось выудить, что именно смутило клиента в макетах. Но увы, как именно менеджер доносил до директора мою презентацию, в каком режиме и настроении, какие возникли вопросы в процессе и что отвечал на них менеджер, я никогда не узнаю.


Цель рубрики — обсуждение вопросов дизайна всех видов, текста в дизайне и взаимоотношений дизайнеров с клиентами.

Мы публикуем комментарии, которые добавляют к уже сказанному новые мысли и хорошие примеры. Мы ожидаем, что такие комментарии составят около 20% от общего числа.

Решение о публикации принимается один раз; мы не имеем возможности комментировать или пересматривать свое решение, хотя оно может быть ошибочно. Уже опубликованные комментарии могут быть удалены через некоторое время, если без них обсуждение не становится менее ценным или интересным.

Вот такой веб 2.0.

Как выстраивать отношения с клиентом, если он тебя всё время продавливает и ставит в невыгодные условия сотрудничества? Как грамотно написать заказчику про опоздание? 4 Как правильно построить переговоры таким образом, чтобы обойтись без презентации или хотя бы свести её к разумному минимуму?




Недавно всплыло

Как флексить. Отступить от идеала 2 Как создавался новый сайт бюро. Часть третья 1 4 1