Николай Товеровский
7 мая 2011

Вопрос Максу.

Многие дизайнеры думают, что написание текста не имеет отношения к дизайну. В их представлении идеальный процесс выглядит так: копирайтер даёт дизайнеру все тексты, дизайнер делает дизайн.

Почему дизайнер должен уметь писать текст? Спрашиваю, чтобы получить обстоятельный ответ, на который можно было бы ссылаться при случае.



Текст — инструмент дизайна, как графика, фото или анимация. Без понимания текста дизайнер не решит задачу, даже если ему поможет копирайтер.

Задача: рассказать о работе компании «Слонпромтранс», чтобы отечественные слоноводы не боялись доверить ей своих зверей.

Клиент присылает текст:

    С 1993 г. ООО «Сломпромтранс» осуществляет перевозку слонов по всему миру. Мы предлагаем услуги по транспортировке слонов любых пород и габаритов по земле и морю в комфортабельных контейнерах. Мы осуществляем доставку слонов «от двери до двери» в кратчайшие сроки (от 2 до 3 дней). На всём пути слонов сопровождают опытные слоноводы, отвечающие за жизнь и здоровье ваших питомцев.

Один дизайнер копипастит абзац текста не глядя в центр страницы, для наглядности добавляет изображение слона. Потом заглядывает в бриф и вспоминает про доверие:

Если дизайнер не считает текст частью своей работы, то он его не читает. Вместо этого он добавляет в макет плашки, тенюшки, градиенты, шум моря и крики чаек.

Другой дизайнер не отмахивается от текста. Ему не слабо переписать исходный абзац, получить у клиента новую информацию, снова переписать и защитить своё решение:

Текст доработает штатный редактор, графику — техдизайнер, вёрстку — технолог. Решение приобретёт законченный вид.

P. S.
Это был субботний совет о тексте, редактуре и информационном стиле. Присылайте вопросы.
P. P. S.

Я проведу практический курс «Информационный стиль и редактура текста» 27, 28, 29 и 30 мая в Москве

 

Запись открыта до СБ 21 мая


Плюсануть
Поделиться

Комментарии

Алексей Шалин
7 мая 2011

А потом клиент говорит: «Ой, картиночки. Давайте сюда ещё шесть абзацев добавим про варианты оплаты, документооборот, филиальную сеть, и т. п. Ой, вы знаете, давайте лучше оформим всё в понятный текст и картиночку вставим, я вам сейчас пришлю, там рукопожатие. Сразу будет понятно».

Рома Шавня
7 мая 2011

На тему написания текстов мне очень понравилось высказывание Людвига Быстроновского: «Настоящая веб-дизайнерская контора 21-го века — это бригада редакторов и копирайтеров, которые не заморачиваются картинками, а бьют в самое сердце Словом».

Александр Дебкалюк
10 мая 2011

Отдельная часть процесса дизайна сайта — стратегия по наполнению (content strategy). С клиентом можно сразу условиться, какими будут тексты на сайте — например, лаконичными и только по делу, с акцентом на цифры выгодно иллюстрирующие преимущества компании, в дружелюбном тоне.

Плюс всегда есть возможность оставить что-нибудь для любителей подробностей — соотв. ссылку или всякие всплывающие разъяснения… (С этим понятное дело, надо осторожничать).

Евгений Ширин
11 мая 2011

Дизайнеру не нужно уметь: 
писать тексты (есть контенщик); 
генерировать идеи (есть креативный директор); 
видеть и исправлять свои ошибки (есть арт-директор)
грамотно изгалать мысли (есть редактор); 
рисовать (есть иллюстратор); 
обрабатывать фотографии (есть фоторетушер); 
верстать (есть верстальщик); 
работать с флеш (есть флешер); 
работать с 3Д (есть 3Д-моделер)
разбираться в шрифтах (есть шрифтовик); 
общаться с заказчиком (есть менеджер).

Единственное, что должен уметь дизайнер — это работать в специальных программах, чтобы поставить готовую картинку и текст в указанное место в макете :)

Ценность такого дизайнера — 100 $ в месяц при полной загрузке :-)

Владение каждым из вышеперечисленных навыков существенно повышает ценность дизайнера как специалиста.

Сергей Педан
9 марта 2014

Максим, спасибо за прекрасное объяснение!

Не кажется ли вам, что работая с текстом таким образом, дизайнер выполняет функцию маркетолога? В вашем примере дизайнер отверг текст ни о чём и взамен рассказал о важных для клиентов сторонах продукта. Это не столько работа с текстом как с носителем, сколько работа с позиционированием продукта.

Сергей Яицкий
2 апреля 2014

Согласен с Сергеем. Зачастую инициатива дизайнера в отношении текстов (добавление/исключение/переработка) может существенно исказить задумка маркетолога, если два специалиста работают в связке.

Другой случай, если дизайнер выполняет заказ целиком. В таком случае уметь работать с текстом (и на самом деле работать с ним) важно и нужно.

Наталья Юрченко
31 января 2015

В самом вопросе есть информация о том, что дизайнер работает в команде: в условиях задачи присутствует копирайтер.

Совершенно согласна с тем, что «Без понимания текста дизайнер не решит задачу, даже если ему поможет копирайтер». Однако в приведенном примере дизайнер почему-то получает совершенно необработанный исходник о деятельности заказчика.

Любой дееспособный копирайтер, особенно читающий Главред, уточнит, для чего он пишет текст: для сайта, для рассылки, для блога, для буклета или для справки в налоговую инспекцию. И поэтому никогда не употребит чудовищный глагол «осуществлять» аж 2 раза в 4 предложениях.

Дизайнер, безусловно, читает текст. Хотя бы для того чтобы понять: кто или что там должно быть изображено: слон, хомяк или бетонный блок. Дизайнер – первый живой человек, тестирующий работу копирайтера.

Если дизайнер не понимает идеи написанного копирайтером текста (из 4 предложений!) – это означает, что текст написан плохо и невнятно.

И все отмазки типа «дизайнер – не ЦА, а наша ЦА все правильно поймет – как говорится, «ффтопку». Дизайнер – такой же человек, как и представители ЦА. Если он не понял, то и у ЦА возникнут трудности.

Копирайтер не должен рассказывать, в каком конкретном месте следует нарисовать слона, это задача дизайнера. А дизайнер не должен писать текст — это задача копирайтера. Но в идеале к успешному результату приводит только конструктивное общение и взаимопонимание между этими специалистами. Если его в команде нет, то заказчик имеет картинку с рукопожатием.

А слоны? Слоны идут на Север.


Цель рубрики — обсуждение вопросов дизайна всех видов, текста в дизайне и взаимоотношений дизайнеров с клиентами.

Мы публикуем комментарии, которые добавляют к уже сказанному новые мысли и хорошие примеры. Мы ожидаем, что такие комментарии составят около 20% от общего числа.

Решение о публикации принимается один раз; мы не имеем возможности комментировать или пересматривать свое решение, хотя оно может быть ошибочно. Уже опубликованные комментарии могут быть удалены через некоторое время, если без них обсуждение не становится менее ценным или интересным.

Вот такой веб 2.0.

Как научить поддержку писать грамотно? Людям нужен страдательный залог! На рынке есть, прямо скажем, дерьмо Какие правила и советы по знакам препинания стоит знать редактору




Недавно всплыло

Дизайнер — это булочник 3 Как теория близости работает в интерфейсе? 2 3 Возникает разногласие с клиентом, но я не могу сказать клиенту «нет». Как быть? 3



© 2007—2016

Запрещённые слова
Пишите: artgorbunov@artgorbunov.ru