Дмитрий Пичугин
2 марта 2011

Очень хочу получить от вас глобальный совет. Передо мной стоит задача разработать интранет-систему для взаимодействия жильцов многоквартирного дома и управляющей компании, которая за этим домом следит (это современный ЖЭК, чтобы было однозначно понятно).

    Я выделил следующие задачи, которые можно решать через эту интранет-систему:
  1. Обязательные платежи за квартиру. Просмотр счёта, задолженности.
  2. Заказ услуг, включенных в плату за квартиру (сантехник, электрика). На сайте можно выбрать время и ознакомится с чётким списком того, что клиент может требовать без дополнительной платы.
  3. Заказ коммерческих услуг. Замена входной двери, заказ пиццы или вызов такси.
  4. Возможность наблюдения за территорией дома и подъезда через установленные камеры.
  5. Общая информация об управляющей компании (кто работает, кто за что отвечает и т. д.).

И вот какая штука. С одной стороны, самый простой вариант — спрашивать у жильца номер его квартиры уже после того, как он выбрал полезное для него действие, т. е. нужен клиенту водопроводчик — он выбирает вызов водопроводчика на среду, в 13:30, и после этого мы его спрашиваем номер квартиры. И всё. И если нужно посмотреть задолженность, так же вводит номер квартиры и перед ним статистика.

С другой стороны, как бороться с тем, что люди будут ошибаться с номером квартиры или специально заказывать пиццу для чужой квартиры? И корректно ли давать возможность смотреть статистику по платежам, фактически, по всем квартирам?



Дмитрий!

Все ваши проблемы снимутся, если номер квартиры сделать логином при входе в этот интранет.

P. S.

Я проведу практический курс «Пользовательский интерфейс и представление информации» 22, 23, 24 и 26 апреля в Москве

 

Запись открыта до ВС 16 апр


Поделиться

Комментарии

Дмитрий Пичугин
2 марта 2011

Илья, эта идея посетила меня в первую очередь. Но к логину требуется ещё и пароль, верно? И каким образом в 1000 квартир доставить пароль? А если люди потеряют его, как восстановить?

Хочется какое-то элегантное и просто решение задачи.

Артём Таныгин
2 марта 2011

Если сеть в доме уже есть (а она наверняка есть), то проблемы Дмитрия снимутся, если авторизовать на интранете по айпи, который выдается роутером автоматически, но всегда каждой квартире один и тот же (с привязкой к конкретному физическому порту).

Вуаля! И ничего вводить не надо. И сразу напоминания и все услуги именно для вас.

Так реализован просмотр личного кабинета у многих провайдеров.

Алексей Мурашин
2 марта 2011

Илья, номер квартиры уникален лишь внутри дома. Если такой интранет делать на один дом — то ещё куда ни шло. А если сделать услугу публичной, то одним таким номером не отделаешься.

В Таллине, например, есть один (может, и не один) такой сайт:
http://korteriyhistu.net/ru

Но там всё решается гораздо проще: логином является уникальный для каждого гражданина номер (личный код).

По-моему, адрес электронной почты достаточно уникален, чтобы быть логином. Надо лишь позволить регистрировать несколько пользователей системы на одну квартиру, чтобы системой могли пользоваться все члены семьи, каждый со своим логином.

Евгений Ширин
2 марта 2011

Дмитрий, одним номером квартиры вы никак не отделаетесь. Полагаю, что у управляющей компании несколько домов на обслуживании, соответственно у домов разные номера и разные улицы.

Вопрос с логином можно решить очень просто: кодировать улицу номер дома и квартиры. Например, логин: Post18-122 будет означать ул. Постышева, 18, к. 122.

Возникает ещё одна проблема — доступ к сайту должен осуществляться не только из внутренней сети, но и через интернет. Что если человек захочет посмотреть статистику, внести платёж или заказать услуги не из дома, а с работы?

Возникает необходимость вводить пароль для доступа. Вариант разослать всем жильцам письма с логином и паролем — не самое лучшее решение. Не факт, что жилец не потеряет это письмо или письмо по ошибке не попадёт в другую квартиру. Не забывайте, что такой системой будут пользоваться не все жители дома. Кроме того, автоматически сгенерированные пароли крайне неудобны для пользователя в плане запоминаемости.

Лучше всего сделать следующее:
1. Разослать письма о вводе систему в эксплуатацию. В каждом письме будет логин, пароль изначально не будет требоваться.
2. При входе в систему жильцу предлагают подтвердить, что он является владельцем или социальным нанимателем квартиры. Например: ввести номер свидетельства о регистрации или ещё какую-нибудь информацию, которая однозначно есть только у жильца и управляющей компании.
3. После проверки данных жильцу будет предложено создать свой пароль и указать эл. почту и мобильник (для восстановления информации или настройки оповещений).

Юрий Хан
2 марта 2011

Если в квартире живёт более одного человека, у которых должны быть разные права (пример: семья с детьми), всё равно надо делать отдельные логины. А квартиру сделать полем в профиле.

Если один человек владеет более чем одной квартирой, предыдущий вариант не проходит; нужно будет хранить связь «квартира N:M жилец» и решить, где её будет видно в пользовательском интерфейсе.

Александр Дебкалюк
2 марта 2011

Пароль надо доставлять в электронной почте. Если у жильца нет электронной почты, вряд ли он и интранетом будет пользоваться.

Дмитрий Пичугин
2 марта 2011

Сеть в доме есть. Эта сеть принадлежит стороннему коммерческому провайдеру, и не все жильцы к ней подключены.

Дмитрий Валерьевич
2 марта 2011

Восстановление пароля можно сделать следующим образом. Человеку УК выставляет счета. Допустим раз месяц. Восстановление пароля может быть сделано путем ввода номера счёта за, допустим, последний месяц. На основе него же можно производить генерацию пароля для новых пользователей. Что бы всякие нехорошие люди не «забронировали» чужие квартиры даже зная номер последнего счета, добавьте один из случайных пунктов из паспорта владельца квартиры (человека на которого оформлен договор с УК).

На самом деле, я бы и регистрацию сделал через счета, которые по идее привязаны к конкретной квартире. Ведь «интерфейс — зло» ;-) А так получается регистрация в одну строку. А уже информацию о том, как зайти на сайт в следующий раз, вы покажете после редиректа в личный кабинет.

Андрей Чепраков
2 марта 2011

Артём, ваше решение подойдёт для провайдера, но не для управляющей компании. Как мне быть, если я нахожусь на даче и сейчас хочу вызвать сантехника на утро понедельника? Без классической схемы логин/пароль не обойтись.

Я не вижу большой проблемы в том, чтобы выдать всем жильцам пароли (либо попросить придумать пароли самим). Восстанавливать пароль можно обычным способом — выслать на почту или смской на телефон.

Алексей Егоров
2 марта 2011

В такой системе можно не только замену двери соседу заказать, если тебе 12, а ты в гости зашёл и решил пошутить; но и проголосовать за него, на что в первую очередь потратить собранные УК деньги, если ты уже старше и злее. Много чего можно за того парня понаделать.

Посему нужно не саму квартиру с её вайфаями и номерами идентифицировать, а именно владельца квартиры. Т. е. без вручения пароля (а заодно и ответственности) владельцу не обойтись. Раз уж интернет есть, то может паспорт и лицо оператору удалённо предъявлять, а он тебе за это — пароль?

Идея системы зачётная, я бы с удовольствием. Только в перечне задач не хватает раскрытия информации о проделанной УК работе, что как раз самое интересное.

Алексей Колесниченко
2 марта 2011

Я поддерживаю идею рассылки сгенерированых логинов и пинов по обычной почте. Логины нужно генерировать, чтобы можно было связать номер дома и квартиры, в случае, если ЖЭК обслуживает более одного дома. Пин — чтобы дать возможность первого входа в систему и выбора личного пароля. Поддержки разных логинов для одной и той же квартиры делать не нужно: люди, например, совершенно нормально могут использовать один банковский счёт всей семьёй, на одном логине в интернет-банке. Делать обработку ситуации «один владелец — много квартир» тоже не нужно: ситуация не настолько распространённая, чтобы тратить на неё время.

Александр Мухтояров
2 марта 2011

В почтовые ящики раскидайте брошюры с временными паролями и описанием возможностей интрапортала. При первом входе пароль сменить. Привязка к айпи — не очень удачный вариант, ведь возможно словить с чужой квартиры вайфай (может же быть такое).

Озорнин Михаил
2 марта 2011

Дмитрий, логин и пароль в данном случае необходимы. Не только для услуг, но и для просмотра платежей и долгов. Я бы очень сильно ругал (многоквартирно и многоэтажно) УК, если бы она показала мои квитанции всему дому. Мало ли что в них написано.

Можно сделать получение пароля на сайте УК. Житель вводит номер дома, квартиры, паспортные данные (или любую другую информацию, которая известна УК и жильцу, но неизвестна посторонним). Если введено верно — выдаём пароль.

Дмитрий Пичугин
3 марта 2011

Идея с последними 4 цифрами номера паспорта очень приглянулась. Вот только мы не имеем права использовать паспортные данные жильцов ни в какой степени. Или я ошибаюсь?

Александр Смердов
3 марта 2011

Я как-то наблюдал за попытками внедрить что-то подобное. Споткнулись о проблему «квартиросъёмщиков», которые, в идеале, не должны иметь полного доступа к личным данным владельцев жилья и, особенно, к их финансовым операциям. И их количество в доме нельзя назвать «незначительным», чтобы обрабатывать это вручную.

Поэтому от рассылки одноразовых пин-кодов через обычные почтовые ящики пришлось отказаться.

Решение, кстати, в итоге так и не было найдено — дело застопорилось.

Евгений Колесников
4 марта 2011

Все очень просто. Логином является номер свидетельства о собственности (сертификата), без серии. Пароль получить и переполучить на электропочту можно в паспортном столе. Паспортисты, обычно, сидят недалеко от дома. Кому надо — один раз сходит, не сломается.

Для квартиросъёмщиков можно предусмотреть гостевые аккаунты, создаваемые владельцем: голосовать не могут, а сантехника вызвать — пожалуйста.

Алексей Мурашин
4 марта 2011

Александр, я думаю «проблему квартиросъёмщиков» можно решить с помощью «гостевого входа», с которым можно было бы, например, отправлять данные водомеров, электрических и газовых счётчиков, но вся остальная информация была бы недоступна.

Так, квартиросъёмщики могли бы самостоятельно отправлять данные о расходе воды и прочего, а хозяева квартиры, зайдя со своим паролем, могли бы эти показания проверить, подтвердить, оплатить счета и так далее.

Сергей Бондарь
8 марта 2011

Незачем придумывать искусственное решение и кодировать дом-квартиру в виде логина, если можно заменить одно поле логина тремя пунктами — улица/дом/квартира и строкой для ввода пароля.

В чем проблема выдать конверт с пином (первоначальным паролем) владельцу (с проверкой фамилии по списку) — при посещении человеком ТСЖ, обходом квартир сотрудниками — тоже не особо понятно. Как и причины, по которым нельзя просто развесить объявления у подъезов и дать возможность человеку самому решить — нужно это ему или нет, и захочет ли он переться за паролем. Какому количеству человек это надо? При этом можно в веб-интерфейсе оставить, например, форму заявки на пароль — чтобы её занесли.


Цель рубрики — обсуждение вопросов дизайна всех видов, текста в дизайне и взаимоотношений дизайнеров с клиентами.

Мы публикуем комментарии, которые добавляют к уже сказанному новые мысли и хорошие примеры. Мы ожидаем, что такие комментарии составят около 20% от общего числа.

Решение о публикации принимается один раз; мы не имеем возможности комментировать или пересматривать свое решение, хотя оно может быть ошибочно. Уже опубликованные комментарии могут быть удалены через некоторое время, если без них обсуждение не становится менее ценным или интересным.

Вот такой веб 2.0.

Недавно всплыло

3 1 Это я неправ, что долго думал, или магазин, что допустил такую ситуацию? 3 Как создавался новый сайт бюро. Часть вторая 2