Леонид Капустин
2 июля 2010

Здравствуйте, уважаемые советчики!

У меня небольшая дизайн-студия. Клиенты часто на первой встрече просят показать портфолио. Я теряюсь в такой ситуации, потому что непонятно, как и что рассказывать. Зайти на сайт и читать вслух с монитора подряд обо всех работах? Приносить бумажное портфолио?

Долго рассказывать — скучно, кратко — неинтересно и непонятно.

Подскажите, как вы проводите свою первую презентацию, что показываете-рассказываете?



Леонид, мы никогда не проводим презентацию нашего портфолио на встречах. Если клиент сам заранее просит провести такую презентацию, то мы всеми способами стараемся этого избежать. Например так: «Нам бы хотелось, чтобы вы посмотрели наши работы на сайте. Если их уровень покажется вам сомнительным, то будет обидно, если вы потратите своё время на плохих дизайнеров». Если после этого клиент приглашает вас на встречу, то тем самым он как бы подтверждает, что ваш уровень его устраивает.

Почему мы так себя ведём?

Когда клиент слушает, как вы расхваливаете свои работы, то ему невольно кажется, что вы пытаетесь им манипулировать — у него автоматически запускается режим критики. Он начинает искать недостатки в ваших работах — и, конечно, их находит. Вспомните, это естественная реакция большинства. Он задаёт вам вопросы — вы начинаете отвечать. А ведь всё должно быть наоборот.

Наша самая главная задача на переговорах — понять, какую проблему пытается решить клиент. Нам нужно слушать и задавать вопросы, а не говорить. Нам нужно проникнуть в мир клиента, а не рассказывать на птичьем языке о дизайнерских достижениях, которые скорее всего не имеют к нему никакого отношения.

P. S.

Я веду практический курс «Переговоры и отношения с клиентами». Дата следующего курса пока неизвестна.

 
Мы напишем вам, когда будет открыта запись. Без спама.

Поделиться

Комментарии

Леонид Назаров
2 июля 2010

Илья и другие советчики, а можно немного расширить вопрос? Как вы проводите презентацию своих первых эскизов, макетов клиенту? Читал, что в студии Лебедева работы распечатывают, приезжают к клиенту и обо всём подробно рассказывают. А что делать, если приехать к клиенту не возможно и вся работа ведётся удалённо через почту, скайп? Обычно я просто высылаю макет главной, иногда ещё второй страницы и пишу в письме, что к чему. Но часто такая подача оказывается неэффективной и текст или не читают, или не понимают и макет приходится переделывать. Как избежать подобной ситуации? Делать подробную презентацию в которой в картинках и максимально сжато и понятно писать/рисовать почему страница получилась такой? Может быть есть более простой способ?


2 июля 2010

Леонид Назаров, невозможность лично встретиться с клиентом для презентации сделанной работы я обхожу таким нехитрым способом: картинки, которые требуется показать, выкладываю на сервер, потом мы созваниваемся по скайпу, и я по очереди кидаю на них ссылки в чат, комментируя их. Уже после презентации я ещё раз присылаю все картинки письмом.

Ярослав Маркин
2 июля 2010

Леонид Капустин, вопрос с уверенностью клиента в уровне вашей команды нужно, конечно же, решать до встречи, но, как может показаться, вы спрашиваете еще и о методе показа портфолио; для таких случаев рекомендую вам держать PDF небольшого размера (до 5 МБ, чтобы можно было прикрепить к письму), который можно выслать потенциальному клиенту. Отличная практика, из-за которой не приходится использовать слова вроде «а на сайте все написано».

Максим Мягкий
2 июля 2010

Леонид, на мой взгляд, ничего криминального в демонстрации работ нет, я не могу согласиться с Ильёй. Другое дело, если вам показать нечего, то вопрос автоматически снимается. Если есть, что показывать, то действительно не следует расхваливать себя — намного правильнее показывать, какая задача стояла перед проектом и каким способом эта задача решена. То есть указывать на особенности каждой работы.

Максим Мягкий
4 июля 2010

Леонид, практика показывает, что по-настоящему эффективна только личная встреча. Иначе вы рискуете судьбой дизайна. То есть надо понимать, что удалённая демонстрация — это компромисс. А компромисс — это нехорошо.

Евгений Арутюнов
27 июля 2010

Я показываю один документ (pdf), в котором всё прокомментировано прямо на месте совершенно заметным образом.


Цель рубрики — обсуждение вопросов дизайна всех видов, текста в дизайне и взаимоотношений дизайнеров с клиентами.

Мы публикуем комментарии, которые добавляют к уже сказанному новые мысли и хорошие примеры. Мы ожидаем, что такие комментарии составят около 20% от общего числа.

Решение о публикации принимается один раз; мы не имеем возможности комментировать или пересматривать свое решение, хотя оно может быть ошибочно. Уже опубликованные комментарии могут быть удалены через некоторое время, если без них обсуждение не становится менее ценным или интересным.

Вот такой веб 2.0.

Илья, в чём разница между болью и нуждой? Как сделать плавный переход от общения с администратором к директору? 1 Начальник считает, что перед встречей нужно обязательно разработать несколько вариантов предложений 6




Недавно всплыло

1 Как создавался новый сайт бюро. Часть вторая 2 2 Кто ты? 1