Николай Малиновский
25 июня 2010

Есть крупный заказчик — фармацевтическая компания — в лице трёх принимающих работу директоров-братьев. Каждый из них нарисовал по логотипу своей компании. Вид у логотипов — ни в сказке сказать, ни пером написать. Все три брата настаивают на том, чтобы все три варианта логотипа присутствовали на сайте.

— Не, ну братьям обидно будет. Размещайте все три логотипа.

Нужен совет.



Николай, вы оказались в ситуации, когда непонятно, кто принимает решение. У каждого участника своё мнение, и невозможно ни о чём договориться. Такая ситуация может возникнуть в любой момент, даже если при подписании контракта вам казалось, что вы понимаете, чей голос решающий.

Ваша задача: выяснить, кто принимает конечное решение. В вашем случае ситуация осложняется тем, что братья могут сами не знать, кто из них главный по вопросу логотипа.

Как же справиться с этой проблемой?

Если братья сами не уверены, кто главный, то нужно помочь им выяснить это. Например организовать встречу для обсуждения логотипа, на которой бы присутствовали все три брата. Приглашая их на встречу, надо сказать: «У меня возникла проблема с логотипом и я хочу обсудить её со всеми вами, так как мне кажется, что важно учесть мнение всех заинтересованных сторон».

На встрече обязательно надо начать с вашего багажа и повестки. Например так: «У меня возникла проблема. Мне нужно создать логотип, но мнения по поводу того, каким он должен быть, разделились. Я не продумал организационные вопросы заранее и не обсудил с вами принцип утверждения логотипа. Из-за моей некомпетентности возникли сложности с согласованием, приношу вам за это свои извинения — это целиком моя ответственность (Николай, не бойтесь здесь на себя наговаривать — с этим сложно переборщить). Если вы не возражаете, то на сегодняшней встрече я бы хотел, чтобы мы все вместе обсудили логотип, каким он должен быть, и поняли, кто и как будет принимать решение по его утверждению».

После этого братья начнут высказывать каждый своё мнение и спорить друг с другом. Это то, что вам надо. Однако, если вам в конце встречи ответят «Николай, нарисуйте новый логотип с учётом наших сегодняшних замечаний, а мы потом все вместе его обсудим», то вам обязательно нужно додавить ситуацию — кто и как будет принимать решение? Не бойтесь сказать «нет» и будьте внутренне готовы отказаться от проекта, часто это здорово помогает. Например так: «Я бы очень хотел продолжить работу над проектом, но я просто не знаю, как это можно сделать, если нет одного человека, принимающего решение».

P. S.

Я веду практический курс «Переговоры и отношения с клиентами». Дата следующего курса пока неизвестна.

 
Мы напишем вам, когда будет открыта запись. Без спама.

Поделиться

Комментарии

Алексей Мельников
25 июня 2010

Николай!

Мне кажется, ваша ситуация чем-то похожа на притчу о царе Соломоне, когда к нему пришли женщины разрешить спор о живом ребенке. Попробуйте убивать логотипы один за другим: сделайте три варианта дизайна, на каждом по одному из трёх логотипов.

Владимир Соловьёв
25 июня 2010

Для подобных случаев удобно иметь в договоре пункт, в котором будет указано, какой конкретно человек со стороны заказчика отвечает за принятие решений. Тогда этот вопрос будет всплывать сам собой ещё на уровне подписания договора и стороны заранее будут в курсе.

Андрей Лисицын
25 июня 2010

Илья, интересно, вы пришли к стилю таких переговоров только через опыт? Или, может, есть какая-то хорошая книга по ведению переговоров с разбором интересных и сложных ситуаций с заказчиком?

Посоветуйте!

Влад Осипов
25 июня 2010

А разве строка в договоре — «Заказчик в лице …» — не говорит о том, кто отвечает за принятие решений?

Всеволод Устинов
25 июня 2010

Андрей, это переговоры по системе Кемпа. Джим Кемп придумал великолепную систему и написал о ней замечательную книжку: «Сначала скажите Нет“».

А вот Артём Горбунов как раз обсуждает эту книгу: http://www.prodengitv.ru/rubrics/business/2010/03/telecast_10583

Иван Чайников
25 июня 2010

Для начала, нужно объяснить братьям, что три логотипа — это перебор, логотип у компании должен быть один. А потом они могут выбрать голосованием (это ещё хорошо, что братьев трое) или сделать новый.

Никита Торцов
26 июня 2010

В качестве эксперимента можно попробовать на главной сделать логотипный «рандомайзер», а каждому из крупных разделов назначить постоянную картинку. Стиль страниц соответствующий.
У Студии Лебедева бесконечно много логотипов (по цветовым решениям), и ничего. Все довольны.

Андрей Лисицын
27 июня 2010

Спасибо, Всеволод! Обязательно посмотрю.

Добавлю к сказанному. Договор не решает проблему с разными мнениями братьев.

А вот совет Ильи решает или хотя бы продавливает ситуацию в лучшую сторону.

Никита Торцов
28 июня 2010

Николай, разное мнение братьев — не проблема, а дополнительное обстоятельство. Любой минус можно превратить в плюс, было бы желание. И тормозящий фактор станет стимулом: достаточно встать и посмотреть на ситуацию с другой стороны.

Что логотип должен быть один… не соглашусь, пожалуй. У нашей маленькой студии четыре логотипа, совершенно разные как по форме, так и по фактуре. И ещё будет несколько. Пока никто не жаловался, наоборот.

Всеволод Устинов
6 июля 2010

Составил тезисы книги «Сначала скажите нет» в виде карты: http://bit.ly/bTHb33
Мне это было полезно само по себе, плюс я в них заглядываю перед важными встречами, звонками или письмами. Может и ещё кому пригодится.

Владислав Мушинский
20 июля 2010

Возьмите деньги за 3 логотипа и сделайте каждому брату по логотипу.
И отдельные визитки.


Цель рубрики — обсуждение вопросов дизайна всех видов, текста в дизайне и взаимоотношений дизайнеров с клиентами.

Мы публикуем комментарии, которые добавляют к уже сказанному новые мысли и хорошие примеры. Мы ожидаем, что такие комментарии составят около 20% от общего числа.

Решение о публикации принимается один раз; мы не имеем возможности комментировать или пересматривать свое решение, хотя оно может быть ошибочно. Уже опубликованные комментарии могут быть удалены через некоторое время, если без них обсуждение не становится менее ценным или интересным.

Вот такой веб 2.0.

Илья, в чём разница между болью и нуждой? Как сделать плавный переход от общения с администратором к директору? 1 Начальник считает, что перед встречей нужно обязательно разработать несколько вариантов предложений 6




Недавно всплыло

Кто ты? 1 1 Как создавался новый сайт бюро. Часть третья 1 7